Алексей Лещенко

Алексей Лещенко

До кризиса 2009 года «Модус» находился в четвертом десятке среди крупнейших автодилеров России. Сейчас холдинг входит в топ-20 и является одним из ключевых игроков авторитейла на юге страны, причем продолжает развитие и открывает новые проекты.

В интервью с председателем совета директоров ГК «Модус» Алексеем Лещенко мы обсуждаем сложившуюся ситуацию в автомобильной отрасли и стратегии успешного противостояния сложным временам – Как Вы оцениваете ситуацию на автомобильном рынке? Надолго ли то, что сейчас происходит?

– Я думаю, состояние падения и стагнации затянется на два-три года. Сейчас в автобизнесе совпало сразу четыре негативных фактора. Первое – это то, что рынок насытился сам по себе. Раньше мы не знали, где границы, теперь они очевидны.

Платежеспособный спрос в России на текущий момент вот такой. Это факт. Второй фактор – плохая демографическая ситуация. Прирост рынка может быть либо за счет того, что люди начинают приобретать больше машин, либо за счет появления новых покупателей.

Если посмотреть демографию 90-х годов, там все было очень печально. Следовательно, приток новых потребителей в ближайшее время будет очень низким. Третий момент – это эхо ямы 2009 года. Сейчас людей, которые подошли к моменту, когда нужно продавать старую машину и брать новую, меньше, чем было в тот кризис.

Из-за этого спрос будет меньше. И четвертое – это общеэкономическая ситуация и политический кризис. С одной стороны, это косвенно влияет на людей: базовая потребность останется, человек, привыкший ездить на автомобиле, пешком ходить не будет. С другой стороны, в стране может произойти катастрофа.

Как тогда все сложится, никто не знает. – Автобизнес справляется со сложностями? – Перед авторитейлом сейчас стоит единственная задача – выжить. Рынок в этом году сократится на 10-20%. Это не смертельно, потребность в автомобилях у людей останется. Но на этом фоне произойдет драматическое изменение отрасли.

Формат работы дилеров станет другим. Основная проблема нашего бизнеса в том, что вся модель изначально перекошена. Давайте сравним матрицу: в Америке уровень инвестиций ниже, чем в России; кредит под 2% годовых можно получить в любой момент, а у нас это 12-15%; розничные продажи в кредит там 80-90%,

а у нас 30-40% – это счастье; на автомобили с пробегом у них приходится от 50% и выше, у нас 15% от силы; плюс запчасти мы берем только у дистрибьютора и не можем конкурировать с независимыми сервисами. Соответственно, источники дохода у нас обрезаны,